Книжная выставка «Человек – театр».

Книжная выставка «Человек – театр».

Абонемент Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина представляет вниманию гостей и пользователей библиотеки книжную выставку «Человек – театр», посвященную 165-летию со дня рождения выдающегося ирландского драматурга и романиста, лауреата Нобелевской премии в области литературы и одного из наиболее известных ирландских литературных деятелей, общественного деятеля, одного из основателей Лондонской школы экономики и политических наук - Бернарда Шоу.

Великий драматург ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор множества пьес и нескольких романов - Джордж Бернард Шоу родился в Дублине, столице Ирландии, в 1856 году. Отец Джон Шоу торговал зерном, но вскоре прогорел и постепенно пристрастился к выпивке. Мать Люсинда Шоу была профессиональной певицей. Кроме Бернарда в семье росло еще двое детей, девочки Люсинда Франсес и Элинор Агнес.

В детстве мальчик посещал дублинский колледж Уэсли, а с одиннадцати лет – протестантскую школу, где особое внимание уделялось не точным наукам, а духовному развитию детей. При этом пастыри не гнушались физическими наказаниями и лупили детей розгами, что, как тогда считалось, шло им только на пользу.

Юный Бернард терпеть не мог школу и всю систему образования, каковой она ему виделась со школьной скамьи. Впоследствии он вспоминал, что был одним из худших, если не последним учеником в классе.

В возрасте пятнадцати лет Шоу устроился клерком в контору, занимавшуюся продажей недвижимости. У родителей не было денег, чтобы оплатить сыну учебу в колледже, но родственные связи помогли юноше занять неплохую по тем временам должность. В его обязанности, в том числе, входил сбор денег за жилье с бедняков. Воспоминания об этом нелегком времени нашли отражение в одной из «неприятных пьес» под названием «Дома вдовца».

Когда юноше было шестнадцать, его мать, забрав обеих дочерей, бросила отца и уехала в Лондон. Бернард остался с отцом в Дублине, продолжив карьеру в сфере недвижимости. Спустя еще четыре года, в 1876 году, Шоу все-таки уехал к матери в Лондон, где занялся самообразованием и устроился на работу в одну из столичных газет.

Первое время по приезду в Лондон Бернард Шоу посещал библиотеки и музеи, заполняя пробелы в своем образовании. Мать драматурга зарабатывала на жизнь, давая уроки пения, а сын с головой ушел в общественно-политические проблемы.

В 1884 году Шоу вступил в Фабианское общество, названное так в честь римского полководца Фабия. Фабий одержал победу над врагами благодаря медлительности, осторожности и умению ждать. Основная идея фабианцев заключалась в том, что социализм - единственно возможный тип дальнейшего развития Великобритании, однако прийти к нему страна должна была постепенно, без катаклизмов и революций.

 

В тот же период в Британском музее Бернард Шоу познакомился с писателем Арчером, после общения с которым будущий драматург решил попробовать себя в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, затем шесть лет трудился как музыкальный критик в журнале London World, после чего три года вел колонку, посвященную театру, в «Сатердей ривью».

Одновременно с журналистикой Шоу начал писать романы, которые на тот момент никто не брался издавать. В период между 1879 и 1883 годами Бернард Шоу написал пять романов, первый из которых был опубликован только в 1886 году. Впоследствии критики, проанализировав первые литературные опыты Бернарда Шоу, пришли к выводу, что в них проявились яркие черты, присущие дальнейшему творчеству драматурга: краткие описания ситуаций и насыщенные парадоксами диалоги.

В бытность театральным критиком Шоу увлекся творчеством норвежского писателя Генрика Ибсена. В 1891 году он выпустил книгу «Квинтэссенция ибсенизма», в которой вычленил основные характеристики пьес скандинавского драматурга. Во времена молодости Шоу на театральных подмостках преобладали исключительно пьесы Шекспира, а также малозначимые мелодрамы и комедии. Ибсен же, по мнению Шоу, стал настоящим новатором в европейской драматургии, подняв ее на новую ступень посредством вскрытия острых конфликтов и дискуссий между персонажами.

Вдохновленный пьесами Ибсена, в 1885 году Бернард Шоу пишет первую из своих «неприятных пьес» под названием «Дом вдовца». Считается, что с этого произведения началась биография Шоу как писателя-драматурга. Здесь же родилась и новая эра европейской драмы, острой, злободневной, построенной на конфликтах и диалогах, а не на активных действиях героев.

Далее последовали пьесы «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», буквально взорвавшие чопорную викторианскую Англию своей неприкрытой злободневностью, едкой сатирой и правдивостью. Главная героиня «Профессии миссис Уоррен» - проститутка, зарабатывающая на жизнь древнейшим ремеслом и не собирающаяся отказываться от этого способа получения дохода.

Противоположностью этой продажной женщине в пьесе выступает ее дочь. Девушка, узнав об источнике заработка матери, уходит из дома, чтобы честно зарабатывать себе на хлеб. В этом произведении Шоу ярко проявился реформаторский характер творчества, поднимающего новые для английской литературы и театра темы, острые и злободневные, политические и социальные. Жанр реалистической драмы Бернард Шоу дополняет тонким юмором и сатирой, благодаря чему его пьесы обретают необыкновенную притягательность и силу изложения.

Создав небывалый по тем временам прецедент своими «неприятными пьесами», Шоу выпустил серию «приятных пьес»: «Оружие и человек», «Избранник судьбы», «Поживем — увидим», «Кандида».

На рубеже веков уже зрелый автор, человек с полностью сформировавшимся мировоззрением создает такие шедевры, как «Майор Барбара», «Цезарь и Клеопатра», «Человек и сверхчеловек» и «Пигмалион».

«Пигмалион» - одна из пьес Бернарда Шоу, емкая, многогранная и сложная вещь, которой посвящено немало книг и научных монографий. В центре повествования судьба бедной продавщицы цветов Элизы Дулитл и состоятельного, благородного светского джентльмена Хигинса. Последний хочет слепить из цветочницы даму высшего света, как мифический Пигмалион создал свою Галатею из куска мрамора.

Удивительное преображение Элизы помогает раскрыть душевные качества, врожденные доброту, благородство простой цветочницы. Шуточный спор двух джентльменов грозит обернуться трагедией для девушки, внутреннюю красоту которой они не разглядели

Следующим знаковым произведением драматурга стала пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная после Первой мировой войны. Шоу недвусмысленно обвинял английскую интеллигенцию и сливки общества в том, что они ввергли страну и всю Европу в пучину разрухи и ужаса. В этом произведении отчетливо прослеживается влияние Ибсена и Чехова на творчество Шоу. Сатирическая драма приобретает черты гротеска, аллегории и символизма.

Война еще больше утвердила Бернарда Шоу в его приверженности идеям социализма. Он до конца своих дней продолжал верить в то, что социалистическая Россия является примером для всего цивилизованного мира, а общественно-политический строй СССР – единственно верный и правильный. Под конец жизни Шоу стал идейным приверженцем сталинского режима и даже посетил СССР в 1931 году.

В 1923 году свет увидела лучшая, по мнению критиков и поклонников творчества Бернарда Шоу, пьеса «Святая Иоанна», посвященная жизни, подвигам и мученической гибели Жанны д’Арк. Последующие пьесы «Горько, но правда», «На мели», «Миллионерша», «Женева» и другие не получили признания публики при жизни автора.

После смерти Бернарда Шоу драмы ставили театры разных стран, идут они на театральных подмостках и сегодня, а некоторые произведения обрели новую жизнь в кино. Так, в 1974 году в Советском Союзе вышел фильм «Миллионерша» по одноименной пьесе, имевший оглушительный успех. Роли исполнили Ю. Борисова, В. Осенев, В. Этуш, Ю. Яковлев и другие актеры.

В 1898 году Бернард Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунзенд, с которой писатель познакомился в Фабианском обществе. Девушка была богатой наследницей, но Бернарда не интересовали ее миллионы. В 1925 году он даже отказался от получения Нобелевской премии, и деньги пришлось получать английскому послу Артуру Даффу. Впоследствии эти средства потратили на создание фонда для переводчиков.

С Шарлоттой Бернард Шоу прожил душа в душу сорок пять лет, до самой ее кончины. Детей у них не было. Конечно, брак не всегда идеален, и между Шоу и его супругой тоже случались ссоры.

Так, поговаривали, что писатель был влюблен в знаменитую актрису Стеллу Патрик Кэмпбелл, для которой он и написал «Пиглмалиона», придумав прелестную Элизу Дулитл.

Вторую половину жизни драматург провел в Хартфордшире, где у них с Шарлоттой был уютный двухэтажный дом, утопающий в зелени. Писатель жил и творил там с 1906 по 1950 годы, до самой смерти.

Под конец жизни потери начали преследовать писателя одна за другой. В 1940 году скончалась Стелла, его негласная возлюбленная, отвечавшая драматургу взаимностью. В 1943 году ушла из жизни верная Шарлотта. Последние месяцы жизни Бернард был прикован к постели. Он мужественно встретил кончину, оставаясь в сознании до конца. Бернарда Шоу не стало 2 ноября 1950 года. По завещанию писателя его тело было кремировано, а прах развеяли вместе с прахом его любимой супруги.

На выставке представлены книги из фондов специальной библиотеки.

Книги, изданные рельефно-точечным шрифтом Брайля:

Шоу, Бернард. Афоризмы [Текст  Брайля]: пер. с англ. / Б. Шоу. — М.: Логос ВОС, 2002. — 1 кн.

Шоу, Бернард. Избранные пьесы [Текст Брайля]: пер. с англ. / Б. Шоу; коммент. Ю. Фридштейна. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1987. — 6 кн. — Перепеч.: М.: Дет. лит., 1986.

«Говорящие» книги на оптических СД-дисках:

Шоу, И.; Шоу, Б. Девушки в летних платьях [Электронный ресурс] / И. Шоу; Б. Шоу. — СПб.: Вира-М, 2007. — 1 электрон опт диск (CD-ROM): 1 ч 2 м. — Формат МР3. — Исп. актёры театров и дикторы радио.

Шоу, И.; Шоу, Б. Деревенское сватовство [Электронный ресурс]: ироническая комедия / Б. Шоу; в ролях В. Гафт, Е. Королева. — М.: Стереокнига, 1995. — 1 электрон опт диск (CD-ROM): 49 м. — Формат МР3. 

Шоу, Бернард. Лечение музыкой [Электронный ресурс] / Б. Шоу. — СПб.: Вира-М, 2007. — 1 электрон опт диск (CD-ROM): 40 м. — Формат МР3. — Исп. актёры театров и дикторы радио.

Шервуд, А.; Шоу, Б. Что я наделал; Деревенское сватовство [Электронный ресурс] / А. Шервуд; Б. Шоу. — СПб.: Вира-М, 2007. — 1 электрон опт диск (CD-ROM): 1 ч 8 м. — Формат МР3. — Исп. актёры театров и дикторы радио.

Плоско-печатные издания:

Шоу, Бернард. Избранные сочинения: В 2-х тт. Т.1 [Текст]: пьесы / Б. Шоу. — М.: Литература, 1998. — 656 с. — (Библиотека классики. Зарубежная литература)

Шоу, Бернард. Избранные сочинения: В 2-х тт. Т.2 [Текст]: пьесы, роман. новеллы / Б. Шоу. — М.: Литература, 1999. — 656 с. — (Библиотека классики. Зарубежная литература)

Шоу, Бернард. Пьесы [Текст]: пер. с англ. / Б. Шоу. — М.: Правда, 1981. — 352 с. — («Профессия миссис Уоррен», «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»)

 

Поделиться

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.