новогодний календарь

Передвижная книжная выставка «Якутия – земля Олонхо»

Передвижная книжная выставка «Якутия – земля Олонхо»

Выставка предоставлена ГКУ Республики Саха (Якутия) «Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих
им. И.Н. Егорова - Горного». Экспозиция знакомит читателей библиотек–партнеров с историей, культурой и фольклором Республики Саха (Якутия), крупнейшим регионом России.

 

Земля бескрайняя, озера синие,

Сугробы белые, кругом леса –

Моя Якутия, моя Якутия,

Моя Республика Саха!

 

Раздел «С незапамятных времен…»

Огромная территория Якутии вошла в мировые карты совсем недавно, но это никоим образом не умоляет ее многовековую историю, которой уже не одна тысяча лет. Ее значение для мировой истории также велико.

Человек заселил территорию современной Якутии в глубокой древности. Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Принято считать, что этнос приспосабливается к определённому ландшафту в период своего формирования. С этой точки зрения, якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены, то есть на территории Центральной Якутии. Здесь произошло окончательное формирование народа на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами.

Народы Якутии в процессе адаптации к чрезвычайно суровым природным условиям Севера сформировали самобытную материальную и духовную культуру.

Культура народов Якутии, сложившаяся на специфической природной основе, способствовала неукоснительному следованию природным ритмам, духовной связи с исконной средой обитания, восприятию и воспеванию ее красоты и особенностей. Недаром Солнце является одним из основных символов национальной культуры, оно даже изображено на республиканском флаге в виде белого круга.

Национальная кухня Якутии поистине достойна отдельного внимания, ведь и блюда, и национальная кухонная утварь по сей день активно используются в быту, отличаются экологичностью, простотой и в то же время изысканностью. Народ Саха на протяжении длительного исторического времени выбрал свою систему сбалансированного питания с рациональным соотношением всех элементов, необходимых для правильного обмена веществ – это молочная пища и повышенное потребление высококалорийной пищи в условиях низких температур. Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонентов исходного продукта. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых климатических условиях. О национальной якутской кухне, а также ее модернизации в условиях современной жизни вы можете ознакомиться в кулинарном пособии «Якутская кухня», где представлены пошаговые рецепты традиционных блюд.

***

Орнамент любого народа, в том числе и якутского, является основой его искусства, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как искусство орнаментальное, насыщенное своим содержанием, которое можно понять через фольклор, песни, обряды. Он так же, как и художественный фольклор имеет неизмеримо глубокое содержание и может поведать о многом, обладает собственным языком и тайнами.

 

Ознакомиться с якутским народным искусством и творчеством, узнать значения и области применения узоров можно узнать из рельефно-графического пособия «Узоры и орнаменты» и из монографии «Народный костюм якутов». Формирование якутской народной одежды происходило под влиянием традиционной культуры, которая отражена в ее культурно-художественных особенностях, поэтому история развития одежды рассмотрена в контексте традиционного и современного летнего праздника ысыах и посвящена анализу символико-семантических и конструктивных особенностей одежды.

 

Раздел «Фольклорное наследие Якутии»

По древнему вероисповеданию якутов мир имеет сакральное строение и делится на три части – верхний мир, где обитают божества, срединный мир, где живут люди, и нижний, где обосновались нечистые силы. Через все эти миры проходит мировое древо – Аал лук мас, корни которого произрастают в нижнем мире, ствол в срединном, а ветви, на которых обитают божества в верхнем.

Среди множества жанров устного народного творчества сказки занимают особое место - их любили дети и взрослые, слушали сутками напролет, они развлекали и поучали, служили примером и предостережением.

 

С древних времен волшебная сказка народа саха «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами» очень почитаема и любима якутскими детишками. Потому что, это необыкновенное фольклорное произведение является одним из лучших устных творений по содержанию и художественной завершенности. Данная чудесная сказка содержит символы и образы, которые помогают обнаружить глубокую скрытую смысловую нить и познать особенности материальной и духовной культуры якутского народа.

 

Суровые условия жизни северных народов сформировали совершенно особое коллективное и индивидуальное мировоззрение, отразившееся в многообразном фольклоре. Например, лютая зима издревле у якутов олицетворяется с образом Быка холода, который выходит в октябре из Ледовитого океана на Срединный мир, и с его приходом начинается зима. С ростом его рогов крепчают морозы, а когда они ломаются – ослабевают. Старики и сейчас прогнозируют морозы, исходя из календаря роста и ломки рогов Быка Холода. А совсем недавно один молодой якутянин с помощью графики изобразил Быка Холода, разгуливающим по зимнему Якутску, окутанному морозным туманом (видео). Кстати, туманы в видеоролике не нарисованные, а настоящие – именно так выглядит трескучий якутский мороз.

Вот как описывается Бык в народной песне (в переводе с якт.):

Когда я посмотрел на него,

он сильным морозом задышал,

дыхание у него – густой туман,

доха – из ледяных сосулек,

нос – из ледяной глыбы,

глаза – как до дна промерзшие проруби,

ресницы – из ледяной бахромы,

имел длиннее длинного остроконечные рога,

спину такую огромную, что застилала солнце,

брюхо из иглистых льдин,

пот из кухтяного снега,

из подмышек шел резкий холод,

из паха – редкая стужа,

хвост его – иссушающая засуха,

спутник – великий голод,

бока его – алчность и жадность,

ребра его – ненасытность и обжорство,

вот какое страшилище, оказывается!

Якутская легенда о Быке Холода и другие представлены в книге «Легенды и сказки Севера».

 

Раздел «Наследие народа Саха – Олонхо»

Олонхо́ (якут. Олоҥхо) — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора.

Центральное место в системе якутского фольклора занимает монументальный героический эпос Олонхо. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний длиной от 10 до 40 тысяч стихотворных строк. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Профессия сказителя была сродни шаманской, но у него не было ни бубна, ни музыкальных инструментов – только голос, которым он владел так искусно, что его слушатели будто воочию видели перед собой древних героев. Уделяя все время обучению и совершенствованию своего мастерства, сказители обычно не заводили своего хозяйства и странствовали по таежным селениям, жители которых охотно давали им еду и ночлег.

В книге «Олонхо дойдута = Земля олонхо» изложен краткий пересказ крупнейшего народного сказания олонхо «Нюргу́н Бо́тур Стремительный» (36 тыс. стих. строк), записанный и впервые изданный в 30-е годы ХХ в. 

Адаптированные переводы олонхо для детей представлены в сборнике «Подвиги богатырей Срединного мира».

***

Об истории Якутии от глубокой древности до наших дней вы можете ознакомиться из книги «Страницы истории Земли Олонхо» Владимира Пестерева. Перелистывая страницы этой книги, вы отправитесь в увлекательное путешествие по Республике Саха, узнаете много полезной и интересной информации, например, о том, как люди живут в экстремальных климатических условиях, когда зимой столбик термометра опускается в некоторых районах до минус 70, а летом бывает зной до +40, об исторических событиях, повлиявших на судьбы людей – междоусобицах и войнах, политических ссылках и репрессиях, географических и научных открытиях, о легендарных личностях, творивших историю края и многое другое.

 

Раздел «Дети Солнечного божества»

Когда повстречаюсь я в жизни с тоской,

Устану за счастьем в погоне,

Мне грезятся кони над Яной-рекой,

Якутские вольные кони

Особое отношение в народе саха сохранилось к лошадям. Табунное коневодство – важная отрасль животноводства в Республике Саха. Низкорослые, но очень выносливые лошади местной породы позволяют преодолевать большие расстояния, их используют в хозяйстве и во время охоты. Якутская лошадь (якут. сылгы или саха ата) — аборигенная порода лошади, выведенная народной селекцией под сильным влиянием естественного отбора.

Вот несколько интересных фактов о якутской лошади:

- До сих пор в научном сообществе идут споры насчет происхождения якутской лошади. Есть несколько гипотез, согласно одной из которых предки современной особи жили во времена мамонтов.

- В якутском языке по разным источникам существуют от 50 до 170 названий масти лошади. При номинации учитываются не только цвета, но и расположения отметин. Исследователи отмечают детализированность описаний с обозначением оттенков. Один только белый цвет имеет порядка двадцати видов.

- Зимой в суровые морозы якутские лошади сами добывают себе пищу. В поисках травы они раскапывают снег глубиной до 40 см. Найти пропитание лошадям помогает обостренное обоняние.

- У якутских лошадей, приспособившихся к суровому климату, есть одна интересная особенность, которая не встречается у других представителей семейства. Они могут замедлять свой метаболизм в течение долгой зимы.

В этот момент все внутренние системы переходят в режим повышенного энергосбережения, частота дыхания снижается до 10–12 вдохов в минуту, замедляется сердцебиение. При этом лошадь выглядит бодро, способна преодолевать большие расстояния. Такое поведение ученые называют «стоящей спячкой».

- Белая лошадь – еще один символ Якутии.

Образ коня / лошади в традиционной культуре якутского народа, мифологии, эпической традиции, а также в обрядовой культуре, в частности в погребальном обряде занимает особое место и имеет глубинное значение.

Насладиться великолепными фотографиями и подробнее узнать об этих удивительных и величественных животных можно узнать из изданий «Священная лошадь саха».

Познакомиться детям с лошадью и его убранством поможет тактильная книга «Конское убранство»

Раздел «мистика Шаманизма»

Шаманизм, по мнению многих исследователей, является ранней формой религии, которая наблюдалась почти у всех народов мира. В Якутии было время, когда запрещали и преследовали шаманов, но их почитали и почитают до сих пор, и вера в сверхъестественные способности шаманов в Якутии сильна сейчас так же, как и в старину.

Считается, что шаманы и удаганки (жен.) умели путешествовать по мирам, общаться с духами, лечить от неизлечимых болезней и перевоплощаться в животных. Рассказы, легенды и мифы о шаманах являются заметной частью якутского фольклора, и находят свое отражение во многих видах искусства, в том числе изобразительном. В книге «Лики шамана» вы можете ознакомиться с работами художников на тему шаманизма, начиная с 20-х годов ХХ в., а также узнать об истоках шаманизма в Якутии, их направлениях и формах.    

В книгу «Сон шамана» основоположника якутской литературы, просветителя и гуманиста Алексея Кулаковского (1877-1926), чье творчество долгие годы было под запретом, открывает своеобразный мир художественных и мифологических представлений якутов. В ней Шаман рассказывает своё видение в момент времени, соответствующий началу XX века.

Раздел «Якутия»

Гостеприимство – это социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Культуру гостеприимства или буквально традицию принимать гостей можно рассматривать в разных аспектах жизнедеятельности человека. Но в основном эта часть культуры в основном изучалась в рамках этнографии, где особую роль отодвигали в традиционной стороне этого обычая.

В своем фундаментальном труде о вилюйских якутов Р.К. Маак заприметил, что: «При встрече двух якутов, давно не видевших друг друга, разговор между ними обыкновенно начинается словами: рассказывай, друг. Эта фраза служит у якутов общепринятою формою приветствия. Когда приходит гость, они его приглашают к накрытому столу. И за столом они обмениваются своими новостями. Со стороны кажется, что они старые знакомые. В этом слове «кэпсээ» (рассказывай), кроется несколько значимых функций: приветствие – предъявление уважения – предрасположенность (или начало) беседы. Здесь мы замечаем психологические проявления, как душевность, простота, доступность, открытость, доброжелательность

Еще в своем труде И.А. Худяков отметил, что: «истинные якуты никогда не здороваются друг с другом пожатием руки и не знают слова «Здравствуй». Приезжая гость входит, не кивая головой, снимает шапку, вешает ее на кол и греется у разведенного огня. Погревшись, он садится на лавку, и тогда только хозяин проговорит: «Рассказывай, Друг!». Тут не только оказывают честь и уважение гостю, но кроется какая –то семантическая нагрузка.

Если будет интересен Якутский язык можете почитать пособие «Поговорим по-якутски». Пособие предназначено прежде всего для тех, кто желает научиться языку саха самостоятельно. В нем даются сведения из фонетики и грамматики языка, предлагается тематический русско-якутский разговорник, словарь наиболее употребительных слов.

Столица Республики Саха (Якутия) – Якутск, портовый город в Восточной Сибири, который находится в долине Туймаада на левом берегу реки Лена – одной из самых красивейших и величественных рек мира. Вдоль реки Лена располагается национальный парк «Ленские столбы» — это тянущийся на многие километры комплекс причудливо громоздящихся, вертикально вытянутых скал. С 2012 года Ленские столбы признаны объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Уникальность Якутска состоит, прежде всего в том, что это самый крупный в мире город, стоящий на вечной мерзлоте на так называемом «Сибирском сфинксе» - многолетней вечномерзлой платформе, толщина которой составляет от 300-500 метров до полутора километров. Именно эта особенность Якутска и является важнейшей для понимания абсолютно всех сторон жизни города, главных черт характера его жителей, специфики их занятий, образа их жизни, и даже образа их мысли!

                Об истории основания города вы можете ознакомиться из книги А. Зуева «Якутск». Хроника развития города и персоналии наиболее известных исторических личностей представлены также в брайлевском издании «Город Якутск» из серии «Моя Якутия – вижу тебя сердцем».

 

Якутия — огромная часть России. Покрытая таёжными лесами и тундрой, она действительно огромна, а в якутских лесах заблудиться может даже опытный следопыт. Здесь проживают представители более 120 народов, каждый из которых может похвастаться собственной историей и богатым культурно-историческим наследием, и все вместе они вносят свой вклад в многообразие нашей мультинациональной страны. Предлагаем вам ознакомиться с интересными фактами о Якутии:

Якутия — единственный субъект Российской Федерации, на территории которого применяется время трёх часовых поясов, разница с московским временем составляет +6, +7, +8 часов.

Больше двух третей территории Якутии занимают горы и плоскогорья, так что миф о том, что этот край – сплошная тундра, именно миф.

Примерно четверть всех алмазов в мире добывается именно в Якутии.

В Якутии запросто можно увидеть, как дети в 45-градусный мороз играют на улице и прямо там спокойно едят мороженое.

Автомобили в Якутии обычно оснащаются двойными наборами стёкол, наподобие стеклопакета, иначе зимой они моментально замерзают и затягиваются инеем.

В Якутии находится примерно 700 000 рек разной величины. Общая протяжённость всех якутских рек − более 2 миллионов километров. В Якутии также находится порядка 800 000 озер.

В 100 километрах от Якутска, на правом берегу реки Лена находится ледник Булуус. Там даже в 40 градусную жару лежит лед под ногами.

Из всех тюркских языков якутский является единственным, в котором полностью отсутствуют шипящие согласные. Многие слова в якутском языке начинаются с буквы «ы».

Большинство якутов никогда не видели оленей, так как эти животные водятся не на всей территории республики, а, в основном, на Крайнем севере – в арктических районах Якутии.

Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя −это не мы едим твоё мясо, а вороны.

Весьма популярное в Якутии блюдо — строганина, нарезанная тонкой стружкой сырая замороженная рыба.

В 2012 году в Якутии была сделана уникальная находка – единственная в мире часть туши мамонта с неразложившимися мягкими тканями. Фактически это был свежий кусок мамонта.

В Аллаиховском районе, на реке Берелех существует крупнейшее кладбище мамонтовой фауны в мире. Каждый год там находят десятки скелетов животных того периода. а в местности Хорого Сунтарского района существует кладбище динозавров.

В экспозиции выставки «Якутия – земля Олонхо» представлены следующие издания и тактильные наглядные предметы:

Раздел «С незапамятных времен…»

Гоголев, А. И. Народные знания якутов в 17 – начале 20 вв. – Якутск, 2021

Саха төрүт өйдөбүллэрэ. Т. 1. – Якутск, 2014.

Петрова, С. И. Народный костюм якутов. – Новосибирск, 2013

Уйгу оһуор-ойуу=Узоры и орнаменты. – Якутск, 2022.

Федоров, И.Г. Өбүгэбит олоҕо-дьаһаҕа=Уклад жизни народа саха. – Якутск, 2013. – 128 с.

Якутская кухня. – Якутск, 2009. – 29 с

Атрибуты: чороон, блюдце

 

Раздел «Фольклорное наследие Якутии»

Сказочная Якутия: сборник сказок. – Якутск, 2023.

Якутские пословицы и поговорки, собранные А.Е. Кулаковским. – 2 кн. – Дьокуускай, 2023

Легенды и сказки Севера. – Якутск, 2018. – 126 с

Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин. – Якутск, 2021.

Непослушный медвежонок : якутская сказка с тифлокомменттированием. – Якутск, 2018

Сказки народов Севера : аудиокнига. – Якутск, 2018. – 120 ч 10 мин.

Бэйбэрикээн : якутская сказка с тифлокомменттированием. – Якутск, 2021.

 

Раздел «Наследие народа Саха – Олонхо»

Олоҥхо дойдута=Земля Олонхо. – Якутск, 2012.

Пестерев, В. Страницы истории земли Олонхо. – Якутск, 2013. – 272 с

Подвиги богатырей срединного мира. – Якутск, 2002. – 128 с.

Ойуунускай, П. А. Дьулуруйар Ньургун Боотур: олонхо. – Дьокуускай, 2024.

Атрибут: картина

 

Раздел «Дети Солнечного божества»

Күн Дьөһөгөй оҕото=священная лошадь саха. – Якутск, 2011. – 184 с.

Конское убранство. – Якутск, 2022

Атрибут: дэйбиир

 

Раздел «мистика Шаманизма»

Кулаковский, А. Е.-Өксөкүлээх Өлөксөй. Сновидение шамана=Ойуун түүлэ. – Якутск, 2017

Унарова, З. Лики шамана. – Якутск, 2003. – 82 с.

Атрибуты : харысхал

 

Раздел «о Якутии»

Саха 100 бастын айымньыта (диски)

Город Якутск. – Якутск, 2009.

Поговорим по-якутски: самоучитель языка саха. – Якутск, 2021

Сохраняя традиции – к новым горизонтам. – Якутск, 2022

Поделиться

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.